Интересное за 2015(внутри).

http://mos9.chv.msudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&op=sd&number=11417843&case_number=5-251/2015&delo_id=1500001

 

Дело № 5-251-15/9

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

04 сентября 2015 года                                                                                        г. Чебоксары<АДРЕС>

Мировой судья судебного участка № 9 <АДРЕС> г.Чебоксары Чувашской Республики Тикушева О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела о совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.13.11  Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении <ОБЕЗЛИЧЕНО> ИНН <НОМЕР>, дата государственной регистрации <ДАТА2>, расположенного по адресу: г.Чебоксары <АДРЕС>,

УСТАНОВИЛ:

<ОБЕЗЛИЧЕНО> расположенное по адресу: г.Чебоксары <АДРЕС>, допустило размещение  <ДАТА3> на дверях  в подъезды дома <НОМЕР>  по <АДРЕС> г. Чебоксары Чувашской Республики списка должников по квартплате с указанием номеров квартир, периода и сумм просроченной задолженности по состоянию на <ДАТА4>, тем самым нарушило установленный законом порядок сбора, хранения, использования, распространения  информации о гражданах (персональных данных).

В судебном заседании представители <ОБЕЗЛИЧЕНО> <ФИО1> и <ФИО2> пояснили, что в действиях <ОБЕЗЛИЧЕНО> отсутствует состав указанного правонарушения, поскольку размещение в подъезде или на его дверях списка, состоящего из номеров квартир и сумм задолженности, без указания фамилий, имен и отчеств их собственников и/или фактически проживающих лиц не позволяет прямо или косвенно определить их при существующей анонимности проживания людей в многоквартирных домах. Номер квартиры не позволяет определить определенное физическое лицо (субъекта персональных данных). Собственниками значительной части квартир в МКД являются несколько физических лиц (сособственников), лишь на одного из которых, как правило, ведется лицевой счет. Персонифицировать их в отсутствие свидетельств на право собственности невозможно. А в данном случае в размещенном списке не было указано даже номера лицевого счета, при том, что в ряде случаев лицевые счета могут быть оформлены не на собственника квартиры, а на арендатора или фактически проживающего родственника собственника (иного лица), о котором известно лишь управляющей компании. Размещение подобных сведений обезличивает персональные данные, поскольку размещение списков должников в указанном виде, представляет собой, в соответствии с п.9 ст. 3 ФЗ-152, действие, в результате которого становится невозможным определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных. Размещение в подъезде данных, включающих номера квартир и суммы долга за услуги ЖКХ не позволяет определить фамилию, имя и отчество должника, без чего невозможна его идентификация, а, следовательно, и его персональных данных. К составу персональных данных физического лица (субъекта персональных данных) закон относит фамилию, имя, отчество, адрес субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе и другие. Подобные сведения в подъезде размещены не были. Действия <ФИО3>, являющейся стороной договора управления МКД <НОМЕР>, заключенного с <ДАТА> г. <ОБЕЗЛИЧЕНО> направленные на образование задолженности за оказанные услуги ЖКХ имеют антиобщественную (антисоциальную) направленность и препятствуют целям управления МКД, направленным на обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания в нем других собственников и надлежащее содержание общедомового имущества. Рассылка сообщений (уведомлений) заказной почтой – затратный способ напоминания злостным неплательщикам о необходимости выполнения договорного обязательства. Поэтому напоминание должникам о необходимости платежа путем размещения в подъезде данных, включающих номера квартир и сумм долга, без раскрытия персональных данных, не только не влечет особых затрат, но и в ряде случаев, оказывается достаточно действенным средством напоминания о необходимости исполнения договорного обязательства без обращения в суд. Тем самым управляющая компания выполняет свою обязанность по договору управления, предусматривающую контроль за своевременным внесением собственниками помещений установленных обязательных платежей и взносов (п. 3.1.10. Договора). Размещение управляющей компанией указанного списка стимулировало заявительницу <ФИО3> в период с <ДАТА6> по <ДАТА7> погасить не только образовавшуюся за три месяца задолженность, но и текущую задолженность по услугам ЖКХ и содержание общего имущества. Если условно допустить, что размещенная информация относится к персональным данным, то и в этом случае она образует допустимую законом обработку персональных данных, так как эта обработка необходима для достижения общественно-значимых целей (при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных). В данном случае распространение персональных данных не происходит в силу их обезличивания, когда невозможно, не имея дополнительной информации, определить, что размещённые в подъезде данные принадлежат конкретному субъекту персональных данных (п.9 ст.3 ФЗ-152). <ОБЕЗЛИЧЕНО> и собственник квартиры <ФИО3> являются сторонами одного и того же договора управления МКД, который не исполняется <ФИО3> (п.5 ч.1 ст.6 ФЗ-152). Размещение указанных данных (номер квартиры и сумма долга) в подъезде оператором – управляющей компанией действительно было направлено на защиту прав и законных интересов управляющей компании и остальных собственников.

Действуя таким образом, управляющая компания преследовала цель общественно значимую, достижение которой позволяло бы произвести расчеты с поставщиками ресурсов, своевременно выплатить заработную плату работникам управляющей компании, приобрести необходимые материалы и инструменты, обеспечить действительно благоприятные и безопасные условия проживания других собственников и членов их семей, в соответствии с требованиями ст. 161 ЖК РФ.

Фактически, размещенные управляющей компанией данные, с одной стороны, персональными не являются, а, с другой – не позволяют идентифицировать субъекта персональных данных, кроме него самого.

Признание подобных действий управляющей компанией нарушающими ст. 13.11 КоАП РФ в части распространения информации о гражданах (персональных данных) в любом случае будет незаконным и лишит управляющие компании одного из легальных способов непосредственного и морально обоснованного психологического воздействия на злостных неплательщиков за оказанные жилищно-коммунальные услуги и содержание общего имущества.

На основании изложенного представители <ОБЕЗЛИЧЕНО> ходатайствовали о прекращении производства по делу за отсутствием указанного состава административного правонарушения.

Явившаяся в судебное заседание помощник прокурора <ФИО4> постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от <ДАТА8> поддержала в полном объеме, просила привлечь юридическое лицо  к административной ответственности по ст. 13.11 КоАП РФ.

Свидетель <ФИО5>, допрошенная в судебном заседании по ходатайству представителя <ОБЕЗЛИЧЕНО> пояснила, что она является председателем Совета многоквартирного дома <НОМЕР> по <АДРЕС> г.Чебоксары. Полагает, что вывешенные <ОБЕЗЛИЧЕНО> на дверях подъездов дома  <НОМЕР> по <АДРЕС> г.Чебоксары объявления – списки с указанием номеров квартир и сумм задолженности не являются распространением информации о гражданах (персональных данных), поскольку эти списки не содержат ни фамилий должников, ни номеров лицевых счетов. Собственниками многих квартир являются несколько граждан, иногда с разными фамилиями. Идентифицировать личность граждан по номерам квартир невозможно. Размещение таких списков является действенной мерой борьбы с неплательщиками за оказанные жилищно-коммунальные услуги и содержание общего имущества.

Выслушав участников судебного разбирательства, свидетеля, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со ст. 13.11. КоАП РФ за нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных), предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц – от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Объектами рассматриваемых правонарушений являются общественные отношения, складывающиеся в области защиты информации. Объективная сторона правонарушений состоит в нарушении норм федерального законодательства, регулирующих вопросы работы с информацией о гражданах (персональными данными). Субъектом рассматриваемых правонарушений является <ОБЕЗЛИЧЕНО> Дела о правонарушениях, предусмотренных ст. 13.11 КоАП РФ, возбуждаются прокурорами (ч. 1 ст. 28.4) и рассматриваются судьями (ч. 1 ст. 23.1).

Согласно ст. 2 Федерального закона “О персональных данных”, целью данного Закона является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона “О персональных данных” персональными данными является любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.

Оператор – государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными (подп. 2 статьи 3 Закона о персональных данных).

Обработка персональных данных – это действия (операции) с персональными данными, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу), обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных.

Под распространением персональных данных понимаются действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц.

Операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом (статья 7 Закона о персональных данных).

Постановлением от <ДАТА9> заместителем прокурора <АДРЕС> г. Чебоксары в соответствии со ст.ст.28.4, 25.11 КоАП РФ возбуждено производство об административном правонарушении, предусмотренном ст.13.11 КоАП РФ,  в отношении  <ОБЕЗЛИЧЕНО>

Согласно постановлению, прокуратурой <АДРЕС> г. Чебоксары в период с <ДАТА10> по <ДАТА8>  проведена проверка по обращению <ФИО3>, прожи­вающей по адресу: г. Чебоксары <АДРЕС>, о нарушениях требований законодательства о персональных данных. В ходе проверки установлено, что дом <НОМЕР> по <АДРЕС> г. Чебок­сары находится в управлении <ОБЕЗЛИЧЕНО> находящегося по адре­су г. Чебоксары <АДРЕС>.  В соответствии с приказом <НОМЕР> от <ДАТА11> «О лицах, ответственных в <ОБЕЗЛИЧЕНО> за соблюдением действующего законодательства о персональ­ных данных» ответственность за соблюдение правил о сборе, накоплении, переработке, предоставлении и использовании персональных данных собст­венников, арендаторов и иных лиц, постоянно или временно находящихся в жилых/или нежилых помещениях многоквартирных домов, состоящих под управлением <ОБЕЗЛИЧЕНО> бухгалтера <ФИО6>, паспорти­ста <ФИО7> Контроль за соблюдением настоящего приказа возложен на заместителя директора <ФИО8> Общий контроль за соблюдением исполнения настоящего приказа возложен на директора <ОБЕЗЛИЧЕНО> <ФИО9> <ФИО9> назначен директором <ОБЕЗЛИЧЕНО> приказом <НОМЕР> от <ДАТА2> Установлено, что на дверях в подъезды дома <НОМЕР> по <АДРЕС> г. Чебоксары <ОБЕЗЛИЧЕНО> размещены списки с указанием номеров квартир и сумм просроченной задолженности по состоянию на <ДАТА12>, которые определяют их как субъектов персональных данных.

Обстоятельства, указанные  в постановлении прокурора, подтверждаются совокупностью представленных в суд доказательств:  заявлением  собственника квартиры <НОМЕР> дома <НОМЕР> по <АДРЕС> г. Чебоксары <ФИО3>,  фотографиями списка должников дома <НОМЕР> по <АДРЕС> г.Чебоксары  по квартплате по состоянию на <ДАТА4>  с указанием номер квартиры, периода задолженности, суммы задолженности, объяснением заместителя директора <ОБЕЗЛИЧЕНО> <ФИО8> от <ДАТА8>, письмом  директора <ОБЕЗЛИЧЕНО> <НОМЕР> от <ДАТА8>, протоколом  <НОМЕР> собрания учредителей <ОБЕЗЛИЧЕНО> от <ДАТА13>, приказами  <НОМЕР>-к от <ДАТА2>, <НОМЕР> от <ДАТА> г., приказом № <НОМЕР> от <ДАТА15>, положением об обработке и защите персональных данных работников <ОБЕЗЛИЧЕНО> от <ДАТА16>, приказом <НОМЕР> от <ДАТА11>

В соответствии со ст.3  Федерального закона “О персональных данных” к персональным данным относится любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному  или определяемому физическому лицу, операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять  персональные данные без согласия  субъекта персональных данных.

Размещённый на дверях подъездов дома <НОМЕР> по <АДРЕС> г.Чебоксары  список содержит  персональные данные граждан, проживающих в указанном доме: информацию о номере квартиры, дома, наименование улицы и города, период и размер долга гражданина, проживающего в указанной квартире.

Следовательно, информация, размещенная оператором <ОБЕЗЛИЧЕНО> позволяет определить субъекта персональных данных.

Владельцем информации о задолженности жильцов многоквартирного дома  является управляющая организация – <ОБЕЗЛИЧЕНО> у которой отсутствовали основания, предусмотренные ч.1 ст.6 Закона, на раскрытие персональных данных.

Указанные действия <ОБЕЗЛИЧЕНО> по размещению списков на дверях подъездов вышеуказанного дома раскрывают персональные данные граждан неопределенному кругу лиц.

Доказательств того, что персональные данные размещены с согласия граждан, в материалы дела не представлено.

В соответствии со ст.7 Закона, операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Мировой судья не соглашается с утверждениями представителей <ОБЕЗЛИЧЕНО>  о том, что распространенные им сведения не являются персональными данными.

Указанное утверждение основано на неверном толковании норм Закона о персональных данных. <ОБЕЗЛИЧЕНО>  ошибочно полагает, что персональными данными являются только такие данные, как: фамилия, имя, отчество, адрес субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе. Однако в силу статьи 2 Закона о персональных данных, перечисленные данные включены в состав сведений, представляющих персональные данные, а не ограничивают данное понятие.

Исходя из представленных суду доказательств, суд приходит к выводу о доказанности вины <ОБЕЗЛИЧЕНО> ответственным за обеспечение защиты персональных данных населения, в совершении указанного административного правонарушения по ст.13.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях – нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования  или распространения  информации о гражданах (персональных данных).

Санкция ст.13.11 КоАП РФ предусматривает назначение предупреждения или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц – от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Обстоятельств, смягчающих  и отягчающих ответственность, не установлено.

При назначении наказания суд учитывает обстоятельства дела, характер совершенного правонарушения.

В целях предупреждения совершения новых правонарушений суд считает целесообразным назначить <ОБЕЗЛИЧЕНО> наказание в виде штрафа в размере 5000 (пяти тысяч) рублей.

Руководствуясь ст. 29.9, ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья

П О С Т А Н О В И Л:

Признать <ОБЕЗЛИЧЕНО> виновным в совершении  правонарушения, предусмотренного ст. 13.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях,  назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 5000 (пять тысяч)  рублей.

Постановление может быть обжаловано в Московский районный суд г. Чебоксары через судебный участок № 9 Московского района г. Чебоксары в течение 10 суток со дня получения или вручения копии постановления.

Сумму штрафа перечислить по следующим реквизитам: наименование получателя – УФК по Чувашской Республики (Прокуратура Чувашской Республики), код ОКТМО <НОМЕР>. Банк получателя – <АДРЕС> Чувашской Республики г.Чебоксары , БИК банка – <НОМЕР>, счет получателя – <НОМЕР>, ИНН получателя – <НОМЕР>, КПП получателя – <НОМЕР>, код бюджетной классификации – <НОМЕР>, наименование платежа – денежные взыскания (штрафы) с виновных лиц.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. Неуплата административного штрафа в предусмотренный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов в порядке, установленном ч.1 ст.20.25 КоАП РФ.

Квитанцию об уплате штрафа представить в судебный участок № 9 Московского района г.Чебоксары по адресу: г. Чебоксары, ул. Промышленная, 7а.

Мировой судья О.В.Тикушева

 

 

Вот расшифровка:

http://chuvprok.gov.ru/news.php?id=2286518

 

Новости

07 октября 2015

Прокуратурой Московского района г. Чебоксары выявлены нарушения законодательства о защите персональных данных в деятельности управляющей организации, вывесившей списки должников по квартплате на входных дверях многоквартирного дома

Прокуратурой района проведена проверка по обращению одного из собственников квартиры, расположенной в доме № 14 по Московскому пр-ту г. Чебоксары о нарушении ООО «УК «Управдом» законодательства о защите персональных данных.

Установлено, что ООО «УК «Управдом» с целью борьбы с долж-никами по квартплате разместило на дверях в подъезды указанного дома список должников с указанием номеров квартир, периода и сумм просроченной задолженности, тем самым нарушило установленный законом порядок сбора, хранения, использования, распространения информации о гражданах (персональных данных).

Прокуратурой района за допущенные нарушения возбуждено административное дело по ст. 13.11 КоАП РФ (нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных)) в отношении ООО «Управдом», по итогам рассмотрения которого постановлением мирового судьи судебного участка № 9 Московского района г. Чебоксары ООО «Управдом» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 13.11 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.

Пресс-служба прокуратуры Чувашии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*